
На очередной встрече дискуссионного клуба Совета молодых учёных обсудили художественный фильм «Гражданин Кейн» (англ. «Citizen Kane», 1941).
История о газетном магнате Чарльзе Фостере Кейне, который после своей смерти оставляет огромную корпорацию, роскошное поместье и обронённое на последнем издыхании таинственное слово «Роузбад» (Rosebud), которое становится центральным элементом картины.
Зрители вместе с героями фильма через серию ретроспекций узнают о жизни Ч. Кейна: от детства, отнятого ради богатства, до создания медиаимперии, разрушенных отношений и одинокой старости в замке, и пытаются понять что же всё-таки значит «Роузбад».
В ходе дискуссии участники встречи рассмотрели жизненный и творческий путь режиссёра, продюсера, соавтора сценария и исполнителя главной роли – Орсона Уэллса. Обсудили ключевые темы картины: цена успеха, субъективность истины и ностальгия по детству, проводя при этом параллели с библейскими сюжетами, мифологическими нарративами различных культур, а также с произведениями западноевропейской и русской литературных традиций, в частности с творчеством У. Шекспира и Ф. Достоевского. Вновь поговорили о феномене «американской мечты», который из поколения в поколение продолжает влиять на формирование мировоззрения американской нации.
Отдельное внимание уделили художественным особенностям фильма: нелинейное повествование, создающее мозаику противоречивых образов Ч. Кейна через призму воспоминаний о нём действующих лиц; использование освещения для передачи эмоций героев; операторские приёмы, позволяющие одновременно видеть действия на переднем и заднем планах.
♦ Модератором встречи выступила Маргелова С.А. – сотрудник Отдела внутриполитических исследований ИСКРАН, преподаватель Факультета мировой политики ГАУГН.