США наращивают своё влияние в Центральной Азии. По итогам Вашингтонского саммита «С5+1», состоявшегося 6 ноября, были определены три ключевых направления политики США в регионе — доступ к критически важным минералам, развитие транспортной взаимосвязанности и координация в сфере безопасности. Указанные шаги направлены на снижение зависимости от Китая и России, что представляет собой главную стратегическую цель Белого дома в ЦА. Со своей стороны, Центральная Азия стремится диверсифицировать внешнеэкономические связи, традиционно ориентированные на Россию и Китай, за счёт углубления сотрудничества с США.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев выдвинул ряд инициатив, включая создание постоянного секретариата «С5+1», Координационного совета по инвестициям и торговле, а также Центральноазиатского инвестиционного партнёрства. Также было принято решение о формировании рабочей группы по развитию цепочек поставок минеральных ресурсов и конкретных инвестиционных проектов, включая развитие Среднего коридора.
В контексте переформатирования региональных альянсов возрастает роль Казахстана, официально присоединившегося к Авраамским соглашениям. Это открывает возможности для интеграции Израиля — ключевого партнёра США — в регион Большого Ближнего Востока (ББВ) и способствует расширению сотрудничества в сфере безопасности и экономики с мусульманскими странами. Сближение Астаны с еврейским государством позволит Вашингтону рассматривать Казахстан как один из элементов расширенной региональной архитектуры безопасности в рамках концепции ББВ.
Подробнее читайте в статье ведущего научного сотрудника Отдела внешнеполитических исследований ИСКРАН, к.полит.н. Гегелашвили Н.А. на сайте РСМД.
