Проблемы и перспективы развития сотрудничества США и Японии в сфере обороны

Мотявин Михаил Михайлович

лаборант-исследователь, аспирант ИСКРАН

20 сентября 2023 г.

Проблемы и перспективы развития сотрудничества США и Японии в сфере обороны

В 2023 году Япония ускорила реформирование вооружённых сил (Силы самообороны) для приведения их в соответствие требованиям выстраемого с США военного альянса. Помимо структурных преобразований, Япония выделяет около 2 млрд долларов в год на покрытие расходов по размещению американского военного контингента на японской территории. Также Токио выплачивает компенсации населённым пунктам, где дислоцированы американские войска, аренду за уже развернутые военные базы и расходы на строительство новых. Около 25% объектов, которые используются вооружёнными силами США в Японии, и более половины армейского персонала базируются на Окинаве. Большинство его жителей и членов администрации одноимённой префектуры выступают против военного присутствия США.

Однако есть стратегические предпосылки к его сохранению. Япония опубликовала в конце 2022 года три документа в области национальной безопасности – «Стратегию национальной безопасности», «Национальную стратегию в области обороны», «Среднесрочный план оборонного строительства». В этих материалах КНР обозначается как беспрецедентный стратегический вызов национальной безопасности Японии. Планируется разработать потенциал для нанесения ракетного контрудара по объектам вероятного противника. Токио собирается увеличить расходы на оборону до 2% от ВВП, в соответствии со стандартами НАТО. Если подобное наращивание состоится, военный бюджет Японии станет третьим по величине в мире.

Несмотря на совпадение военно-стратегических приоритетов США и Японии на доктринальном уровне, двустороннее взаимодействие в сфере ОПК остаётся недостаточно развитым. Сотрудничество в разработке и производстве новых вооружений является ограниченным. В этом состоит критическая слабость альянса США-Япония. Его ресурсы, необходимые для наращивания потенциала и усиления оперативной совместимости, не используются в полной мере.

Обозначенный 18 августа 2023 года во время саммита США-Япония-Республика Корея в Кэмп-Дэвиде общий интерес к беспилотным летательным аппаратам и гиперзвуковым ракетам-перехватчикам открывает новые возможности для сотрудничества двух стран. Однако это потребует пересмотра двусторонних отношений и готовности к более тесному сотрудничеству. До нынешних изменений американо-японские оборонные программы были сосредоточены лишь на пополнении запасов вооружений Сил самообороны Японии.

В связи с тем, что США на фоне военно-стратегической конфронтации с КНР и РФ призвали союзников к более динамичной кооперации в области обороны, решающую роль будет играть совместное использование промышленных и технологических ресурсов. Отсутствие устойчивого диалога между США и Японией оказалось очевидным во время безрезультатных переговоров по поводу истребителя следующего поколения FX, вследствие чего Япония присоединилась к Великобритании и Италии в Глобальной программе боевых самолётов (Global Combat Air Programme). Администрация Дж. Байдена неодобрительно оценила данный шаг со стороны правительства Ф. Кисиды. Однако данные противоречия не имеют существенного значения в силу участия Японии в программе F-35.

Годы стагнации оборонного бюджета Японии, неэффективное использование имеющихся средств и резкое увеличение расходов на закупки оборонных систем у США привели к кризису японского ОПК. Он до сих пор остаётся в самоизоляции не только от международных военно-технических связей, но и от других отраслей национальной промышленности.

В остальных аспектах военного сотрудничества обе страны находят больше взаимопонимания. Оборонные ведомства США и Японии работают над практической составляющей двустороннего альянса в планировании, проведении совместных учений и тренировок. Возможны изменения в формате встреч на уровне 2+2. Стороны ищут пути сопряжения потенциалов ОПК двух стран и попытаются выработать совместный план НИОКР.

При этом совместная работа США и Японии по разработке баллистических ракет Standard Missile 3 BKL IIA неверно трактуется как символ сотрудничества между Вашингтоном и Токио. В ходе взаимодействия были выявлены задержки, управленческие проблемы и чрезмерные затраты с обеих сторон. Всё это значительно снизило уровень рассчитываемых закупок. Запланировано закрепление чётко определённых требований к процессу работы в рамках трёх этапов – исследование, разработка, применение.

Поэтому предполагается расширение спектра совместных исследовательских проектов оборонных ведомств США и Японии. Также будут формироваться единые центры управления проектами с доступом к национальным ресурсам и участием отраслевых специалистов обоих государств. Поскольку у Японии подобного опыта международного сотрудничества ещё не было, то работа в рамках Глобальной программы боевых самолётов должна создать определённую базу для дальнейшей кооперации с США в других проектах. Ключевым вызовом остаётся адаптация Японией процедур лицензирования экспорта к актуальным потребностям военно-технического сотрудничества.

Представители компаний ОПК Японии выражают крайнюю озабоченность и выступают против изменений, поскольку от них потребуется провести фундаментальные реформы в организации собственной работы. В частности, им необходимо привести программы оснащения в соответствие с международными стандартами, определить точки сопряжения военно-промышленных потенциалов двух стран. С их точки зрения, сложившаяся в Японии система лицензионного экспорта является достаточной и продуктивной, тогда как делиться технологиями в ущерб своим национальным интересам нецелесообразно.

Решение подобных проблем займёт неопределённый период. Ближайшими шагами могут стать: 1) обеспечение стабильного двустороннего диалога по формулированию наиболее актуальных вызовов в области обороны; 2) выявление возможностей двух стран для обмена технологиями; 3) налаживание взаимодействия по вопросам экспорта вооружений; 4) ослабление барьеров для японского военного экспорта; 5) расширение технологических линеек для удовлетворения потребностей альянса США-Япония.

При этом существуют риски противодействия этим изменениям со стороны Вашингтона. Представители американского политического и военного истеблишмента могут воспротивиться шагам, ограничивающих их гибкость в принятии решений. Новые возможные обязательства могут связать силы США и негативно сказаться на их готовности к реагированию. Гипотетическое создание единого объединённого командования двух стран может столкнуться с неготовностью Министерства обороны США делегировать часть своих полномочий. Выработка консенсуса по новой модели структуры американо-японского штаба по командованию и контролю (USJapan command and control, C2) займёт много времени. Следует заметить, что двум сторонам так и не удалось наладить беспрепятственный и объёмный обмен информацией и разведданными на уровне министерств в режиме реального времени.

В целом, вызовы, с которыми сталкивается двусторонний альянс США-Япония, имеют разное происхождение. Вашингтону и Токио предстоит решить достаточно сложный набор законодательных, политических, бюрократических, и технологических противоречий. При этом любые найденные компромиссы будут чрезвычайно уязвимы перед лицом внутриполитических процессов в США.

Преодоление преград в двустороннем взаимодействии в сфере обороны раскроет потенциал Японии в рамках QUAD и откроет, в перспективе, возможности для её присоединения к AUKUS.

Итоги:

  • Слабым местом двустороннего альянса США-Япония остаётся военно-техническое сотрудничество. Совместная разработка и производство новых видов вооружений будут сталкиваться с широким набором системных проблем японского ОПК и военно-политического механизма США.

  • Законодательные ограничения со стороны Японии, бюрократические преграды, культурные противоречия не позволяют адаптировать лицензионный экспорт технологий к актуальным потребностям американо-японского альянса.

  • Нет признаков готовности американского военного истеблишмента делегировать часть полномочий объединённому штабу альянса в случае его создания.

  • США и Японии предстоит выстроить стабильный двусторонний диалог для урегулирования актуальных потребностей альянса. Процесс поиска компромиссов и реализация возможных решений займёт неопределенное время, а само функционирование альянса будет глубоко уязвимо перед лицом изменений внутриполитической конъюнктуры США.